Переход на электронные больничные (ЭЛН) предусмотрен ст. 5 закона № 126-ФЗ от 30.04.2021. Это означает, что оформление больничного на одном только бумажном носителе уже исключается. Соответственно, с 1 января 2022-го ФСС не будет принимать бумажные бюллетени. Этот факт следует учесть, прежде всего, бухгалтеру, чтобы планомерно подготовиться к этому еще в декабре.

Наниматель должен разъяснить особенности применения новой нормы своим сотрудникам, которым уже не потребуется распечатка никаких бумажных носителей. Прием электронных больничных листов у нанимателя допускается по номеру, сообщаемому работником по телефону либо через отправку сообщения на e-mail. Сведения о них, в том числе по оплате, болевшие работники могут узнавать через личный кабинет на портале ФСС. Вход туда осуществляется по логину, паролю от Госуслуг.

Наниматель передает сведения о болевшем работнике в фонд для оформления и выплаты пособий за более короткий срок — 3 дня. Для работы с ЭЛН он может использовать электронную подпись, которой подписывает отчетность при сдаче в госорганы. Если поступившая информация окажется неполной, фонд вправе запросить у работодателя недостающие сведения. Наниматель обязан ответь на запрос и предоставить данные в течение 5 календарных дней.

Для того, чтобы организовать работу с электронными больничными, нанимателю следует скачать специальную программы с сайта ФСС (см. ]]>https://cabinets.fss.ru/eln.html]]>). Как вариант, можно использовать 1С, ПАРУС, проч. программы бухучета, либо программы операторов ЭДО типа СБИС, Контур и т. п. Задействуется также ЭДО- сервис для электронного взаимодействия с фондом (по ЭБЛ, прямым выплатам).

Что рекомендуется предпринять бухгалтеру до 2022-го года

Проверить наличие всех требуемых сведений о каждом застрахованном лице (работнике). Речь идет о стандартных персональных данных: ФИО, паспорт, реквизиты банковской карты для начисления пособий и т. п. Запросить у работников новые данные, которые изменились и те, которые влияют на размер назначаемых пособий.
Запросить у тех, кто работает меньше 2 лет, справку по форме № 182н (прил. № 1 к Приказу Минтруда № 182н от 30.04.2013).Это данные о заработке за предшествующие 2 года. Сведения понадобятся для корректного расчета среднедневного заработка при определении размера пособия. Следует учесть, что работник может представить справку сам, позже. А если пособие рассчитают без данных за предшествующие 2 года, то его придется пересчитывать. Рекомендуется не доводить до подобных ситуаций.
Предупредить работников, особенно тех, кто собирается в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, о необходимости использования карты «Мир» и запросить ее реквизиты для начисления пособий ФСС. Проверить достоверность данных о фактическом проживании каждого, кто не оформил карту «Мир», и будет получать пособия по почте. При изменении адреса надлежит уточнить новые адресные данные.

Обратите еще раз внимание! Наниматель обязан направлять документы в фонд для начисления и выплаты пособия по нетрудоспособности не за 5 дней, как раньше, а в течение 3 рабочих дней. Срок отсчитывают с того дня, когда болевший работник сообщил номер ЭЛН (п. 14 ст. 3 закона № 126-ФЗ. Если наниматель отправит документы с опозданием, его могут оштрафовать по ч. 4 ст. 15.33, а также п. 4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП (300 — 500 руб.).

Больничные бюллетени, оформленные на бумаге до 01.01.2022-го, будут закрывать стандартным общим порядком. Для продления больничного после 01.01.2022-го будут открывать электронный. 

Источник: spmag.ru

Добавить комментарий